Кадровое дело

Профессиональный стандарт педагога-психолога

106
Как и когда следует применять профессиональный стандарт педагога-психолога в сфере образования? Что лучше — профстандарты или справочники? И наконец, с чего начать переход к новым принципам педагогической работы? Ответы — в статье.

Сложно переоценить роль, которую в учебно-воспитательном процессе выполняет педагог-психолог: профессиональный стандарт, устанавливающий общие требования к работникам психологической службы в сфере образования, утвержден еще в 2015 году, но к активному его применению на практике перешли только спустя пару лет.

Утверждение профессионального стандарта педагога-психолога

Педагог-психолог — должность, предусмотренная штатным расписанием любого детского образовательного учреждения. Занимающий ее сотрудник следит за социальной адаптацией, обучением и развитием учеников (в том числе с ограниченными возможностями здоровья), по мере необходимости оказывает психологическую поддержку детям и педагогам, «гасит» разгорающиеся конфликты и способствует созданию в коллективе доброжелательной атмосферы. Педагогическая деятельность требует серьезной теоретической и практической подготовки, регулярного повышения квалификации и определенных личностных качеств.

К педагогическим работникам традиционное предъявляют повышенные требования, поскольку они выполняют воспитательные функции, работая с детьми и подростками.

Скачать документы по теме:

Методическое сопровождение образовательного процесса, выбор наиболее подходящих технологий обучения, консультирование родителей — всем этим занимается школьная педагогическая служба. Задачи, поручаемые ее сотрудникам, и необходимые для работы базовые навыки отражает профессиональный стандарт педагога-психолога: скачать документ, утвержденный приказом Минтруда России №514 от 24.07.2015г., можно на официальном сайте министерства (profstandart.rosmintrud.ru, раздел «Национальный реестр профессиональных стандартов»).

Необходимость в разработке нового, адаптированного к современным условиям стандарта для специалистов по психолого-педагогическому сопровождению образовательного процесса назрела давно. Требования привычных работодателям тарифно-квалификационных справочников безнадежно устарели, особенно в части, описывающей трудовые функции педагогических работников. В помощь кадровику — полезная статья «Когда применять ЕТКС, а когда профстандарт. Шесть спорных ситуаций».

Теперь, когда в распоряжении директоров школ, интернатов и детских оздоровительных учреждений есть профстандарты, успешно прошедшие период апробации, наступил новый этап модернизации системы образования. Работодателям следует пересмотреть ряд локальных актов, а также:

правильно соотнести должности с профстандартами, при необходимости — изменить названия должностей в штатном расписании;
убедиться, что занимающие их сотрудники соответствуют квалификационным требованиям профстандарта (при необходимости — направить на независимую оценку квалификации);
направить на обучение сотрудников, которым не хватает определенных знаний или навыков для эффективной работы в рамках нового стандарта.

О методиках перехода на профстандарты и связанных с ним изменениях в кадровой структуре организации читайте в статьях «Как подготовиться к переходу на профстандарты» и «Как применять профстандарты в работе».

Профессиональный стандарт педагога-психолога в сфере образования: структура и содержание

Структура профессионального стандарта, содержащего актуальные взаимосвязанные требования к уровню знаний и практического опыта педагога-психолога, коренным образом отличается от коротких, неразвернутых и морально устаревших описаний в ЕКС и ЕТКС. Документ разработан на базе единого макета профессионального стандарта, применяемого с 2013 года (детали процесса раскрыты в статье «Как происходит разработка профессиональных стандартов»).

Справка

Макет состоит из четырех частей:

  1. общей характеристики специальности (профессии) с учетом классификации по ОКВЭД и ОКЗ;
  2. функциональной карты с перечнем общих трудовых функций;
  3. раздела с подробными характеристиками каждой функции и квалификационными требованиями к специалисту, который ее выполняет;
  4. информационного раздела, содержащего сведения о разработчиках профстандарта.

Профессиональный стандарт педагог-психолог (психолог в образовании) содержит обширный перечень базовых знаний, необходимых специалисту для эффективного выполнения должностных обязанностей. Школьный психолог должен знать:

  • основы психологии и педагогики;
  • принципы проектирования образовательной среды;
  • методы проведения психологических исследование и интерпретации полученных результатов;
  • методы психолого-педагогического сопровождения;
  • принципы профессиональной этики и психодидактики;
  • основы трудового законодательства РФ и законодательные нормы, устанавливающие порядок защиты прав граждан на образование;
  • особенности возрастного развития детей и подростков;
  • правила мониторинга результатов учебного процесса.

Кроме того, профстандарт педагога-психолога (2018) подробно описывает профессиональные действия, выполняемые специалистом: от обеспечения документооборота, касающегося психолого-педагогической работы в школе, до разработки планов индивидуальной психологической поддержки отдельных учеников.

Работа с детьми и подростками требует специальной подготовки, особенно если речь идет об учениках, испытывающих трудности в освоении общеобразовательных программ или нуждающихся в психологической коррекции поведения. Группу особого наблюдения составляют несовершеннолетние ученики, ставшие жертвами или свидетелями преступления, либо же признанные подозреваемыми, обвиняемыми или подсудимыми по уголовным делам. Именно школьному психологу поручается коррекционно-развивающая работа, реализация программ адаптации и социализации учеников с учетом их возрастных и личностных особенностей, а также составление индивидуальных планов психологической поддержки одаренных детей. Чтобы справляться с поставленными задачами, школьный психолог должен уметь:

  • обрабатывать и интерпретировать данные, полученные в результате реализации программ психологического мониторинга;
  • разрабатывать психологические приемы по совершенствованию образовательной среды;
  • проводить интерактивные занятия;
  • проводить психологические обследования педагогов и учащихся;
  • формировать карты возможностей и ограничений педагогических приемов (технологий) с учетом возрастного и личностного фактора.

Трудовые функции, предусмотренные документом, соответствуют седьмому квалификационному уровню. Чтобы проверить квалификацию сотрудника на соответствие профстандарту, необходимо сверить уровень его образования и опыт практической работы с заявленными требованиями. Полное соответствие означает, что сотрудник вправе занимать должность педагога-психолога и обладает достаточным набором знаний и навыков для выполнения своей трудовой функции.

Важно: профстандарты позволяют не только оценивать текущий уровень квалификации сотрудника, но и планировать его дальнейшее обучение и карьерный рост.

Начать можно с документарной проверки, в которой проверяемый работник не принимает непосредственного участия. Учрежденная работодателем внутренняя комиссия внимательно проверит его трудовую книжку, рекомендации с предыдущих мест работы, дипломы, сертификаты и прочие документы, предоставленные при трудоустройстве, а затем составит итоговый акт. Для проверки фактических знаний и навыков проводится независимая оценка квалификации работника (НОК).

Приказ о направлении сотрудника на независимую оценку его квалификации

Подробнее об этом читайте в статьях «Как проверить, соответствует ли квалификация работника профстандарту» и «Изменения-2017. Зачем работодателю независимая оценка квалификации: три главные причины». Эксперты расскажут, кто уполномочен проводить НОК, какими документами подтверждается квалификация работника, а также что делать, если специалисту не хватает опыта или знаний.

Профессиональный стандарт педагога-психолога: особые требования

Помимо общих требований, профстандарт педагога-психолога содержит ряд специальных условий, без выполнения которых допуск к педагогической деятельности невозможен с позиций закона. Во-первых, к педагогической работе не допускаются лица, имеющие (или имевшие в прошлом) судимость за преступления против:

  • жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности;
  • половой неприкосновенности и половой свободы личности;
  • семьи и несовершеннолетних;
  • здоровья населения и общественной нравственности;
  • безопасности государства и основ конституционного строя;
  • мира и безопасности человечества, а также общественной безопасности.

Во-вторых, при трудоустройстве на должность педагога-психолога придется в обязательном порядке пройти медицинский осмотр. Существует ряд социально опасных заболеваний, считающихся прямым противопоказанием к осуществлению педагогической деятельности. Ответственность за организацию медосмотров, призванных выявить наличие таких заболеваний у соискателей, полностью лежит на работодателе. Детали — в заметке «Когда необходимо проводить обязательный медосмотр сотрудника».

Как применяется профессиональный стандарт педагога-психолога (2017-2018)

До недавних пор унифицированные квалификационные требования к педагогам носили рекомендательный характер. В течение всего периода апробации, проводившейся на базе экспериментальных образовательных площадок, решения о необходимости применения тех или иных требований принимались на уровне отдельных учебных заведений. Параллельно с апробацией проводились экспертные форумы и семинары, посвященные анализу эффективности новых профстандартов.

Начиная с 1 января 2018 года руководители школ, интернатов и других детских образовательных учреждений обязаны принимать во внимание требования профессиональных стандартов. Новые принципы организации педагогической работы следует отразить в локальной документации, устанавливающей порядок:

  • подбора кадров;
  • реализации права на пенсионное обеспечение;
  • определения трудовых функций педагогических работников;
  • повышения квалификационного уровня педагогов (сертификации, аттестации и т.д.).

С учетом требований профстандартов формируется кадровая политика организации, разрабатываются должностные инструкции и начисляется зарплата сотрудникам (см. письмо Минтруда России №14-0/10/13-2253 от 4.04.2016г.). Советуем ознакомиться со статьей «Какие организации обязаны применять профстандарты»: эксперт поясняет, в каких случаях без профстандартов не обойтись.

Внедрение новых стандартов происходит согласно плану-графику, утвержденному руководителем образовательного учреждения. План должен отражать не только основные цели и задачи, поставленные перед рабочей группой, но и определенные индикаторы перехода:

Образец плана-графика внедрения профстандарта

Запланированные мероприятия каждого этапа стоит расписать в виде таблицы с указанием ответственных должностных лиц и сроков реализации, например:

Образец плана-графика внедрения профстандарта

При разработке должностных инструкций и локальных нормативных актов, регламентирующих работу педагога-психолога, следует помнить, что профстандарт — рамочный документ. Поэтому требования к знаниям, умениям и опыту работы сотрудника можно расширять и дополнять с учетом специфики конкретного учебного заведения. Перечень должностных обязанностей конкретизируется и уточняется:

Должностная инструкция педагога-психолога

Важно: составляя должностную инструкцию педагога-психолога, не забудьте прописать порядок замены сотрудника на время его отсутствия (отпуска, больничного, командировки).

Читайте подробнее в свежем номере журнала
    Подробнее о журнале


    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      
      ×
      Пожалуйста, войдите на сайт

      Чтобы обеспечить качество материалов, многие документы на нашем сайте находятся в закрытом доступе.

      Предлагаем вам зарегистрироваться и вы сможете скачивать любые файлы.
      Это займет всего 2 минуты.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Я тут впервые
      и скачать все файлы
      ×
      Профессиональные тесты доступны только после регистрации!

      Только зарегистрированные пользователи могут проходить профессиональное тестирование на сайте. Регистрация бесплатна и займет менее минуты. После нее Вы сможете проверить свои знания, а также получите доступ к материалам и всем сервисам сайта.

      Вас также ждет подарок: 10 кадровых шпаргалок на каждый день.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Когда вы посещаете страницы сайта, мы обрабатываем ваши данные и можем передать сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – обратитесь в техподдержку.